Черноморские вёрсты

Народная газета Сочи аватар

В нашей рубрике «История Сочи» мы познакомим читателей с первопроходцем сочинских дорог инженером Василием Константиновым, построившим у нас на курорте Сухумско-Новороссийское шоссе и дорогу от Адлера до Красной Поляны. В истории освоения Черноморского побережья Кавказа, проектировании и строительстве дорог в Черноморской губернии в конце ХIХ – начале ХХ вв. видное место принадлежит Василию Константиновичу Константинову.

Формулярный список Василия Константиновича, составленный в 1902 г., сообщает: родился 10 июня 1867 г.; православный; сведений о наличии имения нет; с 1897 г. – коллежский секретарь, с 1899 г. – титулярный советник, с 1902 г. – коллежский асессор; награжден орденами св. Станислава III степени (1899 г.) и св. Анны III степени (1902 г.); холост. В 1890 г. окончил полный курс Императорского Санкт-Петербургского университета по математическому факультету, получив диплом 1-й степени. В 1894 г. окончил Институт инженеров путей сообщения со званием инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ. С ноября 1894 г. Константинов отбывает воинскую повинность на правах вольноопределяющегося в должности кондуктора 2 класса унтер-офицерского звания в Кубанской инженерной дистанции Кавказского военного округа...

konstantinov.jpg

С декабря 1895 года, после увольнения в запас, начинается служба Василия Константиновича по министерству путей сообщения (МПС) штатным инженером VIII класса и производителем работ по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе, иначе именуемого Черноморской береговой дорогой.

С апреля 1896 г. Константинов исполняет обязанности начальника III участка по постройке этой дороги от Туапсе до Адлера с годовым жалованием 1440 рублей, плюс такая же сумма "столовых" денег.

Нужны нагорные дороги

К этому времени (с 1882 г.) на строительство дороги от Туапсе до Сочи, протяженностью 138 верст (примерно 235 км), государственная казна отпустила более 1 млн 400 тыс. руб. Тем не менее дорога на этом участке полностью не была завершена. Самой сложной проблемой оставалось отсутствие мостов через целый ряд рек, которые преодолевались вброд.

В течение 1895-1896 гг. участвует в экспедиции под руководством Н. С. Абазы для обследования площади бывших горских поселений и брошенных сельскохозяйственных угодий с выделением мест, удобных для освоения переселенцами. Исследования экспедиции показали, что "в прежнее время край был густо населён" и "что в хозяйстве горцев имели место разнообразные отрасли сельскохозяйственного производства" .

По результатам экспедиции Константинов ведёт разработку сети горных дорог, позволяющих переселенцам освоить брошенные местным населением после окончания Кавказской войны внутренние области.

Кроме того, как докладывал в феврале 1896 г. на особом совещании Департамента шоссейных и водяных путей сообщения в Петербурге член Госсовета Н.С. Абаза, в связи с задачами освоения "обильно одаренного природными богатствами Черноморского округа" выяснилась давно назревшая потребность в проложении удобных путей в нагорную область, где в средних и верхних бассейнах рек немало мест, пригодных для заселения и ведения хозяйства.

Производство исследований и работ по созданию нагорных дорог поручили Константинову. В этом качестве он фигурирует как приглашенный специалист на совещании в феврале 1896 г. в Петербурге по вопросам строительства дорог на Черноморском побережье под председательством товарища министра путей сообщения Н.П. Петрова.

К концу 1896 г. Константинов заканчивает проектирование дорог:

  1. в бассейне р. Мзымта от села Молдовка до Красной Поляны;
  2. в бассейне р. Псоу от с. Веселое до урочища Аибга;
  3. в бассейне р. Сочи от с. Навагинское до с. Пластунское;
  4. в бассейне р. Псезуапсе от с. Лазаревское на Божьи Воды и Гостогикей;
  5. в бассейне р. Западный Дагомыс от Черноморского берегового шоссе до с. Царское, затем через перевал в бассейне р. Шахе по бассейну р. Бзыби с выходом на Бабуков аул.

Общая протяженность этих дорог составила более 180 верст (306 км).
Проделанная Константиновым работа была отмечена Департаментом шоссейных и водяных сообщений МПС в феврале 1897 г. Следом Департамент государственной экономики пред-ставил смету расходов на реализацию проектов Константинова.

В июне 1897 г. инженер Константинов представляет подробный отчет со всеми выкладками о рекогносцировке дороги от побережья до Бабукова аула, а также аргументированное обоснование строительства новой дороги правым берегом р. Сочи от с. Пластунское до удобных для заселения казенных полян Ореховой нижней, Ореховой верхней, Амук и Ажек.

Курс - на Красную Поляну

В 1897 г. первостепенное значение приобрело строительство дороги от Адлера по бассейну р. Мзымта до Красной Поляны.

Разрабатывал краснополянскую дорогу и руководил ее строительством  Василий Константинов. В мае 1898 г. в рапорте на имя Н.С. Абазы он докладывал о завершении работ на участке от с. Молдовка до входа в теснину Ахцу протяжением в 22 версты, трудностях прохождения скальных участков и необходимости дополнительного финансирования строительства.

В 1899 г. краснополянская дорога протяжением 47 верст с ответвлением к Императорскому охотничьему дому уже обслуживала населенные и заселяемые участки нижнего и среднего течения р. Мзымта. Константинов сообщал, что, несмотря на незавершенность строительства дороги на отдельных участках и отсутствие стационарных мостов, движение по ней открыто.

Несколько позже Василий Константинович, анализируя поверстовое состояние краснополян-ской дороги, дал заключение о перспективах и финансовой целесообразности заселения хуторных и дачных участков, примыкавших к Красной Поляне, а также собственно территории Красной Поляны, переименованной в 1898 г. в городское поселение Романовск.

В 1898-1903 гг. под руководством Константинова спроектирована и разрабатывается дорога на плато Аибга, сначала по левому берегу р. Мзымта, а затем через хребет по правому берегу р. Псоу, общей протяженностью более 38 верст.

Вот как описывают Василия Константинова современники:

Василий КонстантиновВысокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом...

По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих.

В жизни Константинов был человеком неприхотливым. <...> Василий Константинович обычно спал на полу, расстелив бурку, возил с собой инструмент и при необходимости мог подбить каблуки на сапогах.

Военными тропами

С началом русско-японской войны финансирование строительства дорог в Черноморской губернии фактически прекратилось. Ассигнования из Государственного казначейства не производились вовсе. По сметам Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог на 1904-1905 гг. было выделено всего 9050 руб. На эти скудные средства с активным участием Константинова готовились проекты нагорных дорог по среднему течению р. Шахе, по бассейнам рек Аше, Псезуапсе, Пшады.

В связи с дальнейшим свертыванием строительных работ в Черноморской губернии в условиях Первой русской революции Константинов в августе 1906 г. увольняется с должности на-чальника III участка Новороссийско-Сухумского шоссе. Дальнейшая его деятельность про-должается в Кавказском военном округе по ведомству МПС. В годы Первой мировой войны Василий Константинович руководит строительством различных военных дорог на Кавказе, а с сентября 1916 г. выполняет обязанности начальника строительных работ Кавказской армии.

Таким образом, с именем Василия Константиновича Константинова в Сочи связано начало широкомасштабного строительства шоссейных дорог, что явилось необходимым условием для успешного развития не только Сочинского округа, но и всей Черноморской губернии.

(Былые годы (Сочи). 2007. Иванцов В.Г. - к. и. н., доц. каф. отечественной истории СГУТиКД.)
Сведения предоставлены МКУ "Сочинский городской архив"

Темы публикации: 

Комментарии

Лариса Шихматова аватар

  Большая ему благодарность от потомков.

  Он опередил время.

  Даже в 21 веке никто не собирается строить спроектированную им дорогу от с.Пластунское до Ажека.

 

Комментарии соцсети «в Контакте»