Мое интервью журналу «Эксперт»...

Дмитрий Богданов аватар

Записал Николай Проценко. Оригинал статьи здесь!

Туризм государственного значения!

Благодаря Олимпиаде Сочи значительно обошёл многие курорты мира по качеству инфраструктуры, однако главное преимущество российского курорта номер один — его лечебный потенциал — пока остаётся раскрыто в недостаточной степени. По мнению генерального директора адлерского санатория «Знание» Дмитрия Богданова, руководство Сочи должно ставить задачу удвоить поток отдыхающих с лечебно-оздоровительными целями...

— В какой мере Олимпиада повлияла на показатели загрузки сочинских санаториев? Произошёл ли у вас значительный рост потока?

— Вы не первый, кто задаёт мне этот вопрос, и я обычно отвечаю так: работать надо так, чтобы каждый год был удачным, вне зависимости от таких событий, как Олимпиада. К сожалению, у большинства предприятий туристско-курортной отрасли этот процесс неуправляем: как сложится — так и сложится. Но мы работаем по-другому: у нас есть план развития, перечень мероприятий, и в результате мы получаем то, что наметили. Все последние годы мы растём темпами 35–42 процента в год, и если говорить о конкретных цифрах, то в 2014 году наша выручка составила 400 миллионов рублей, хотя ещё в 2011 году она была на уровне 170 миллионов рублей.

— И всё же, есть ли в этом росте заслуга олимпийского фактора?

— Я бы говорил о положительном «олимпийском» эффекте для города в целом. Сейчас Сочи как курорт — это нечто особенное, чего нигде больше нет, не то что в России, а в мире. Как правило, курорты, даже самые фешенебельные, не слишком развиты в плане инфраструктуры — в Сочи же мы теперь имеем прекрасное городское хозяйство, шикарные дороги, новые здания и спортивные сооружения. Но вряд ли стоит говорить, что всё это напрямую повлияло на наши показатели — намеченный план мы бы выполнили и без Олимпиады, потому что мы умеем работать.

— В этом году вы намерены расти такими же высокими темпами?

— В целом планируем вырасти, невзирая ни на какие кризисы. Но прежде всего мы хотим в этом году уделить внимание вопросам качества, поэтому в количественном отношении закладываем всего пять-семь процентов роста по валу, но ощутимо больше по рентабельности.

— Каков прогноз загрузки на летний сезон 2015 года в связи с кризисом? Произошло ли увеличение глубины продаж на летние даты?

— По глубине продаж наш санаторий является одним из лидеров в России — у нас бронируют пакеты за год вперёд. Поэтому спрос явно больше, чем мы способны вместить отдыхающих: из пяти заявок можем удовлетворить только одну.

Спецпредложения с двойным дном

— Как вы оцениваете изменение уровня конкуренции в качественном сегменте размещения после открытия «олимпийских» гостиниц? Пришлось ли вам существенно снижать цены в связи с появлением спецпредложений от отелей международных сетей и пакетных предложений московских туроператоров?

— Мне грустно, когда я сталкиваюсь с фактами непрофессионализма со стороны некоторых новых отелей, в том числе международных цепочек. К сожалению, получается так, что люди идут на рынок, которого они не знают. Если та или иная сеть хорошо управляет городскими отелями, это вовсе не значит, что у неё получится управлять гостиницами на курорте. Но они приходят сюда и говорят: мы вас научим работать. А ещё хуже то, что этому верят чиновники. Поэтому, как только появляется крупный туроператор, собирают объекты размещения и говорят: с ними надо работать. Но наши отельеры ведь не дураки: если есть более перспективный покупатель, почему надо отдавать места московскому туроператору? Не надо думать, что местный турбизнес ходит в лаптях — на самом деле в Сочи очень продвинутая сфера туризма. Здесь есть замечательные профессионалы, увлечённые своим делом, и совершенно не нужно прогибаться под московские или зарубежные туроператорские компании.

— Почему местным отелям может быть невыгодно работать с крупными туроператорами?

— Чаще всего они не знают, как продавать путёвки с лечением и продают только летние продукты, а лето я и сам могу продать с закрытыми глазами. Поэтому в сотрудничестве с туроператорами меня интересует, чтобы они могли продавать, как минимум, восемь месяцев в году. В общем, новым игрокам надо ещё состояться на нашем рынке, а на это уйдёт, по моим оценкам, не меньше трёх лет. Я работаю в туризме 17 лет и не раз видел, как сюда приходили и быстро уходили крупные операторские сети — «Академсервис» в начале двухтысячных, потом «Алеан» в 2003-2004 годах и другие. Но это не означает, что я скептически отношусь к туроператорам — совсем наоборот: у нас самостоятельные продажи составляют только 18 процентов, а остальное — от партнёров. Эта линия идёт вразрез с общим трендом на рынке: обычно отели и санатории хотят продавать свои услуги напрямую. При этом мы не участвуем в тендерах и не работаем с госзаказом — мы не готовы продвигаться по цене за счёт качества.

— Оказала ли Олимпиада существенное влияние на уровень подготовки кадров в туристической сфере? Хватает ли вам сегодня местного кадрового потенциала или приходится привлекать сотрудников из других мест?

— Если говорить о нашем санатории, то из всех объектов в классе «три звезды» мы больше всех вкладываем в обучение персонала и, без преувеличения, имеем репутацию самого радушного санатория в стране. Это, в частности, в конце прошлого года подтвердила премия «Курортный Олимп», в которой мы заняли второе место в крае и первое — в Сочи. И в целом по санаторному сегменту каких-то серьёзных трудностей с персоналом нет: санатории работали бы и без Олимпиады. А вот что касается новых отелей, то, честно говоря, я не знаю, откуда они могут сейчас взять достаточное количество подготовленных кадров. Во время Олимпиады людей собирали по всей стране и даже за её пределами — чуть ли не 100 тысяч человек. Но Олимпиада кончилась, многие из них разъехались, а поток в этом году ожидается огромный. При этом в Сочи нет ни одного центра подготовки персонала для курортной сферы, а уровень компетенций руководителей среднего звена оставляет желать лучшего. Поэтому существует риск, что гости некоторых новых объектов в этом сезоне останутся недовольны, и мы снова прочтём в интернете много негативных отзывов.

— Насколько значителен масштаб проблемы?

— Я думаю, процентов десять отдыхающих могут столкнуться с некачественным сервисом. Можно сказать, что им просто не повезёт и они не увидят те 90 процентов хорошего, что есть в Сочи. Но если учесть общее количество туристов, то и 10 процентов — это очень много.

Забыть о Турции

— Несколько лет назад привлекательность отдыха в Сочи было принято сравнивать с отдыхом на популярных курортах Турции, причём неизменно в пользу последних. Актуально ли сегодня такое сопоставление?

— Картинки в СМИ неплохо оплачиваются, в том числе и турецкой стороной. Но если посмотреть на цифры, то в Сочи со всей страны за год всё равно приезжает больше туристов, чем из России на курорты Турции. И если основной поток в Турцию — это всё же массовые недорогие туры, то в Сочи, если говорить о Центральном, Хостинском и Адлерском районах, помимо летнего пляжного отдыха круглогодично продаются путёвки с лечением, а это — продукт с более высокой добавленной стоимостью, качественный и востребованный рынком. Поэтому нужно развенчивать мифы, убирать стереотипы. Да, у наших курортов немало проблем, но много и хороших примеров — почему не говорить о них?

— Как, по вашему мнению, нужно бороться с этими мифами?

— Вопрос заключается в умении грамотно «упаковать» турпродукт, в том числе в сфере лечебного и оздоровительного туризма, умении правильно работать с рекламациями и выстраивать коммуникацию с целевыми аудиториями и СМИ. Надо признать, что этому мы не учились. В плановой советской экономике вопросы коммуникации решались через партхозактив, а новыми инструментами в этой области мы пока ещё не вполне овладели.

— В таком случае правильно ли сегодня позиционируется Сочи на рынке?

— Хотел бы напомнить, что 120 лет назад Сочи строился как лечебный курорт, а пляжи появились здесь сравнительно недавно, 60 лет назад. Как пляжный курорт Сочи хорош для жителей Краснодарского края, которым недалеко ехать на машине, и для невыездных. Но всё же основа — это лечебные и профилактические возможности. А вы слышали, чтобы об этом где-нибудь говорилось? Правда, и без всякого продвижения санатории Сочи получают миллион человек в год — для сравнения, на Олимпиаду при всей грандиозной рекламе приехало 750 тысяч. Но этот поток может быть гораздо больше — как минимум, ещё на миллион человек. Можно, к примеру, вспомнить, что в 1950–60-е годы в каждом районе Сочи была курортная поликлиника, куда мог прийти любой отдыхающий, получить назначения и пройти самые элементарные процедуры. И этого было вполне достаточно, потому что всего трёх-четырёх дней пребывания в Сочи хватает для того, чтобы поставить на ноги усталого и замученного человека. За год эти поликлиники обслуживали огромное количество людей со всей страны, потому что санаториев на всех не построишь, всё-таки это дорогое удовольствие. Кстати, сейчас эти методики активно заимствует Китай, там хотят к 2030 году довести среднюю продолжительность жизни до ста лет. Поэтому развитие лечебного туризма — это вопрос государственного значения!

— Насколько высок сегодня уровень конкуренции санаторно-курортного комплекса Сочи с санаториями Кавминвод? Можно ли говорить об усилении конкуренции между этими двумя регионами?

— Кавминводы действительно набирают популярность, но там курорты упёрлись в предел заполняемости — надо строить новые санатории. Для сравнения, если в Сочи проектировались санатории на 700–1500 человек, то на Кавминводах это в среднем 200–300 человек. Ещё в советский период планировалось, что к 2000 году в Сочи должно быть 80 тысяч коек, а на Кавминводах — только 30 тысяч. По моим данным, серьёзного роста турпотока на Кавминводах нет — как было 600–650 тысяч человек в год по санаториям, так и осталось. Плюс значительные проблемы с сервисом, не в последнюю очередь из-за маленьких зарплат персонала. На Кавминводах, для примера, зарплата горничных в санаториях составляет 8–14 тысяч рублей, а в Сочи — от 19 до 30 тысяч. Наконец, совершенно разный уровень инфраструктуры. Поэтому ни Кавминводы, ни Крым, ни Абхазия сейчас не могут предложить продукт, сопоставимый с Сочи по качеству.

— Удаётся ли вам доносить свои инициативы по развитию курорта до представителей власти? Можно ли объединить усилия санаториев в этом направлении?

— Де-юре в Сочи есть объединения предприятий турбизнеса, но де-факто их влияние практически отсутствует. Культура делового партнёрства в России находится на низком уровне, и Сочи не исключение. Но я могу сказать, что нас слышат. Мэр Сочи Анатолий Пахомов за последние несколько лет серьёзно поменял свою риторику — сейчас он весьма эффективно убеждает коллег по всей стране работать именно с нашим курортом, и хотя о правильном позиционировании курорта говорится ещё не так много, нам постепенно удаётся менять ситуацию к лучшему.

Темы публикации: 
 

Комментарии соцсети «в Контакте»