Экскурсия по Сочинскому мусороперерабатывающему комплексу (СМК)

Александр Валов аватар

Если Вы сейчас решили перекусить или уже кушаете – приятного аппетита, более того – добро пожаловать в святая святых для экологов, на Сочинский мусороперерабатывающий комплекс (СМК). Очень часто многие сожалеют, что по Интернету невозможно передавать запах, действительно жаль…

Во время экскурсии по мусороперерабатывающему комплексу я понял две вещи. Во-первых, даже в России на мусоре можно заработать деньги. Во-вторых, как оказалось, даже мусор можно красиво сфотографировать… smiley

Общая информация о СМК

Сегодня СМК сортирует 450 тонн мусора каждый день. Я подчеркиваю – сортирует, потому как переработкой мусора это назвать пока нельзя, хотя комплекс называется именно перерабатывающим. Декларируемая мощность сортировочной линии 200 тысяч тонн в год, но, по словам работников комплекса, и это не предел. Работа идет в две смены, как правило, большинство чернорабочих – гастарбайтеры. По словам сотрудника комплекса – Дениса, который сопровождал меня по заводу, чернорубашечники зарабатывают от 25 тысяч рублей. Зарплату не задерживают, потому как это чревато остановкой линии, что более чем нежелательно.

Ввод второй очереди, уже по переработке мусора намечен в июне 2012-го, именно в этом месяце через комплекс будет проходить все сочинские твердо-бытовые отходы (ТБО), на сегодня сюда свозится мусор с трех районов города и лишь Лазаревский тупо сваливает все на свалку в Лоо.

Из привезенного мусора лишь 11% будет переработано, оставшаяся субстанция прессуется, а органическая часть, порядка 80%, перерабатывается в компост или брикетируется, но пока идет только наладка данного оборудования. Остальное, так называемые «хвосты», прессуются для транспортировки по железной дороге и захоронению на полигонах ТБО. Ранее комплекс по брикетированию планировался в Лазаревском районе, в междуречье Буу и Хобза, но в связи с известными событиями, планы инвесторов были нарушены. Вполне возможно, что брикетирование будет налажено на существующей площадке СМК... 

2. Отсортированный мусор готовый к продаже. 

3.

4. Склад для сортированного мусора не умещает все, поэтому его хранят на открытых площадках. По правую руку можно увидеть готовящую к наладке вторую очередь комплекса.

 

5. Пластмасс.

 

6.

 

7.

Экономика комплекса

Самая дорогая фракция мусора – алюминий, он то и позволяет комплексу зарабатывать. Одна тонна грязного алюминия стоит порядка 70 000 рублей.

Более того, порядка 1500 – 1700 рублей за тонну оплачивает САХ и частные компании, которые уже поставляют 10% ТБО. По словам сотрудника СМК, САХ уже задолжал комплексу более 60 миллионов рублей и поэтому мусороперерабатывающий комплекс заинтересован работать именно с частными компаниями, которые не задерживают оплату. Задержки САХа приводят к срыву планов по развертыванию в Сочи полноценного комплекса по переработке отходов.

Кроме алюминия отсортировывается стекло, пластик, металл, картон, макулатура – это более дешевые фракции, но их переработка экономически оправдана, в отличие от полиэтилена, переплавка которого нерентабельна. Еще есть шины, но их мне даже сфотографировать не разрешили.

Общая стоимость проекта по переработке отходов, по информации Интерфакса, оценивалась в 2011-м году в 2,7 миллиардов рублей. Для сравнения – план бюджета Сочи на 2012-й год (расходная часть) – 17 миллиардов 208 миллионов.

 

9.

 

10. Стеклотара. Если бы здесь был бомж, то он бы, наверное, помер от счастья. smiley

 

11.

 

12.

 

13. Это "хвосты". Мы к ним еще вернемся...

 

14. Я же говорил. Красиво? wink

 

15. Каждую машину по перевозке мусора автоматически фотографируют, а водитель отмечает ее в компьютере пластиковой картой на въезде, на весах и выезде.

 

16.

 

17. Весы.

 

18.

 

19.

 

20.

 

21.

 
22.

 

23. Затем мусор сортируют на конвейере.

 

24.

 

25. Как я уже писал, большинство чернорабочих – гастарбайтеры. Многие даже не знают русский язык.

 

26.

 

27.

 

28.

 

29. Мелкий мусор, в основном органика, подает между ячейками и попадает в огромный контейнер. Пока ее лишь отправляют на свалку, но в дальнейшем планируют перерабатывать в компост или брикетировать.

 

30. Конвейер.

  

Видео

31.

 

32. Это электромагнит. Он отбирает все металлическое.

 

33. Он все падает вниз, а все лишнее отбирают рабочие.

 

34.

 

35. Остальное идет на пресс.

 

36. Пресс.

 

37. Это так называемые «хвосты». Их необходимо отправлять на полигон.

 

38. А это – будущее СМК. Вторая линия для переработки органики.

39. Как видите, из Германии.

40.

Собственник

ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» (СМК) принадлежит «Базовому элементу» Олега Дерипаски через холдинг «Трансстрой». Кстати, так и не смог выяснить в телефонном разговоре с «Базовым элементом» отсутствие информации о СКМ на официальном сайте БазЭла. Видимо, структура у них настолько запутанная, что даже оператор на телефоне в ней не ориентируется.

Темы публикации: 

Комментарии

Борис Шеин аватар

 Александр, спасибо за информацию. Каковы твои выводы? Краткое резюме. Я своё мнение высказал раньше на Блоге. 

Александр Валов аватар

Если кратко, то Ваше мнение было слишком оптимистичным.

 

Александр Валов аватар

Борис, в своем топе Вы пишете:

На заводе существует оборудование позволяющее отделять эти органические отходы и перерабатывать их до такого состояния, что они могут быть использованы в  качестве почвенного грунта и удобрений для выращивания газонов.

На самом деле есть оборудование, способное отделять, но еще не оборудования, способного перерабатывать. Надеюсь, что германское оборудование исправит этот недостаток.

 

 

Борис Шеин аватар

 Моё мнение в том, что технический потенциал большой, но всё можно пустить на смарку из-за нашей безграмотной эксплуатации. Оборудование требует очень грамотной эксплуатации и ухода, а у нас нет таких специалистов, а если и есть, то за мизерные деньги они работать не будут. Так же много зависит от организации работы и согласованных действий поставщиков мусора и покупателей продукции.

В Советские времена завозили импортное оборудование, которое годами ржавело на складах. Это я вспомнил, когда увидел упакованное оборудование на открытом воздухе. 

Шевлягина Марина аватар

 Саша!Правильно будет так? но еще нет оборудования,нет???
 

Александр Валов аватар

Оно еще не смонтировано.

Виктория Петрова аватар

 Всё понятно,кроме одного-стекло вывозят покупателям в контейнерах -погрузка-валом?

Виктория Петрова аватар

 И ещё-как поддерживается бактериальная безопасность?Работники-без масок...

Александр Валов аватар

Видимо, лейкоциты выручают.

Стас Лужков аватар

Вот информация о СМК с официального сайта Базэла:

Сочинский мусороперерабатывающий комплекс

ОАО «Тоннельный отряд №44», входящий в холдинг Трансстрой, является инвестором и исполнителем проекта, который предусматривает создание современного комплекса по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в Сочи. Ежегодный объем отходов определен генпланом города в 300 тысяч тонн на период до 2014 года.

Проект предусматривает строительство двух технологически взаимосвязанных объектов:

1) Современного комплекса по сортировке отходов мощностью 200 тыс. тонн на территории недействующего мусоросжигательного завода в Хостинском районе города. Комплекс будет оборудован линиями по переработке утильных фракций ТБО, производству товарного компоста с использованием процессов аэробного компостирования органической части ТБО , а также переработке полимерных отходов ПЭТФ, ПП и ПЭ в сырье для промышленности.

2) Нового полигона по захоронению неутилизируемой части ТБО в Лазаревском районе города в междуречье рек Буу-Хобза с ориентировочным сроком эксплуатации 15 лет и площадью 12 га. На полигоне предусмотрено строительство мусоросортировочного комплекса мощностью 100 тыс. тонн с линиями по переработке органической части ТБО.

Деятельность данных предприятий позволит вовлечь во вторичный оборот до 50% полезных утильных фракций ТБО: бумагу и картон, черные и цветные металлы, стекло, текстиль, полимеры ПЭТФ, полиэтилен и полипропилен.

Особое внимание будет уделено производству товарного компоста для сельского хозяйства, сырьем для которого послужат около 80 тыс. тонн органических отходов, ежегодно образующихся в городе. Аналогичные производственные линии (Strabag-Anlagen), в частности, установлены на мусороперерабатывающем заводе в испанском Аликанте. Данная технология позволяет не только решить вопрос «связывания» углерода, но и вернуть в почву биомассы, восстановив круговорот питательных веществ.

Оставшаяся часть ТБО, так называемые «хвосты» переработки будут брикетироваться и размещаться на новом полигоне таким образом, чтобы в будущем при развитии технологий их можно было использовать для дальнейшего извлечения материалов.

Проектом предусматривается система дегазации полигона с утилизацией образуемого метана, которая позволит существенно снизить воздействие объекта на атмосферу. Стоки полигона, очищенные на локальных очистных сооружениях, будут вывозиться для дополнительной обработки на очистные сооружения муниципального предприятия Водоканал.

Система сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых отходов в Сочи

ОАО «Тоннельный отряд №44» было инициатором реформирования и создания современной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации ТБО в городе Сочи. Соответствующий инвестиционный контракт был заключен с администрацией города Сочи в 2005 году.

На базе международного опыта в области управления ТБО были выработаны основные стратегические направления развития системы, разработана генеральная схема очистки города и определены места размещения объектов и методов переработки и утилизации ТБО.

Администрация Сочи, муниципальное специализированное предприятие по уборке города и ОАО «Тоннельный отряд №44» создали специализированную управляющую организацию в области управления потоками ТБО города - ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс». На это предприятие возложена задача обеспечить управление системой и отдельными объектами переработки ТБО города, в том числе в период проведения XXII Зимних олимпийских игр в городе Сочи.

В ноябре 2006 года мэр Сочи утвердил генеральную схему очистки города, которая предполагает стратегию в данной области на период до 2020 года, выработанную с учетом сочетания экологических, социальных и экономических факторов. Стратегия включает следующие элементы:

1. Модернизация и оптимизация системы сбора и транспортировки ТБО.
2. Организация мусоросортировочных комплексов с выделением полезных утильных фракций ТБО.
3. Организация производства товарной продукции из вторсырья.
4. Организация производства компостов (органических удобрений) из органической части ТБО.
5. Обустройство нового современного полигона для захоронения неутилизируемой части ТБО.
6. Закрытие и рекультивация существующих полигонов складирования ТБО.

Основные принципы стратегии: нулевой сброс, нулевой выброс и сведение отходов к нулю.

Постановлением Правительства РФ №443 от 11.06.2008 (О внесении изменений в постановление от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта») в качестве одного из мероприятий предусмотрена корректировка генеральной схемы очистки Сочи с учетом нового разрабатываемого генерального плана развития города на период до 2032 года. В этой связи, планируется скорректировать прогнозные объемы ТБО и логистики потоков, но основные стратегические решения будут сохранены и развиты, поскольку они соответствуют обязательствам города Сочи, определенным в Заявочной книге по реализации стратегии «zero waste» в области управления ТБО.

http://www.basel.ru/sochi/treatment/treatment/

Александр Валов аватар

Спасибо. Из шести пунктов на данный момент исполнено только два.

Андрей Шингарев аватар

На 6-7 фотоснимке, видна зелёная труба большого диаметра. По цвету это газопровод, рядом находятся тонны заскладированного мусора, готовой продукции. В общей картине  фтошопа отсутсутвуют огнетушители и гидранты, в цехе где работают люди на потолке нет систем пожарной сигнализации. В случае пожара, облако ядовитого дыма накроет центральную часть города. Какие меры предосторожности предприняты в целях предотвращения возгарания готовой продукции. В натоящем пластмасовую тару используют не только под воду, но и для машинного масла. Машинное масло, способно к самовозгаранию тем более что, хранится всё это на открытом воздухе, частично под палящими лучами солнца, в спресованном состоянии.

Виктория Петрова аватар

 Андрей-замечание -по делу.Думаю территория оборудована гидрантами по всему периметру.А вот как быть с такими явлениями -в мусоре -вдруг ртуть или лекарства или химия ...тут как? -ведь люди на конвеере...до первого случая...

Андрей Шингарев аватар

Токсичные вещества, в организме доволно долго накапливаются, намного опаснее вирусные заболевания. Так как, в данном случае, отсутствует даже солнечное облучение, нахождение предмета в течение часа полтора на солнце, убивает все вирусы. Благодоря чему очищается пляж. При прохождении мусора по конвееру он должен облучатся ультрафиолетом. Но видимо этого нет в технологической цепи мусоросортировки.

Александр Валов аватар

Так сами же пишите, что прямой солнечный свет может вызвать возгорание.

Андрей Шингарев аватар

Александр, Вы не учли что, на конвеере мусор ещё не в спресованном виде. Вопрос, в рамках экологической безопасности, на предмет распостранения вирусных заболевании. Болезнетворные вирусы имеют, довольно долгий инкубационный период. Кстати как Вы думаете, куда девается, отработанная туалетная бумага. Неужто идет в муккулатуру?

Александр Валов аватар

В органику попадает через ячейки конвейера.

Андрей Шингарев аватар

Увы это ещё не органика, это превичный сбор, на обработку термофильными бактериями. Вся болезнетворная, патогенная микрофлора остается в цикле на конвеерной ленте.

Александр Валов аватар

Андрей, я тоже так могу… С точки зpения банальной эpудиции. каждый индивидуум, кpитически мотивиpующий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии утопического субьективизма, концептуально интеpпpетиpуя общепpинятые дефанизиpующие поляpизатоpы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблему усовеpшенствования фоpмиpующих геотpансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коpеллиpующих аспектов.

В общем, используйте более понятные слова, и люди к Вам потянуться.
 

Андрей Шингарев аватар

Александр, Вы сами то понимаете что написали? Если бы всё было так просто, то по Вашей формуле вообще никаких проблем нет. Консенсус временное явление, в текущем состоянии общественных взаимосвязей, аспектам свойственно изменятся, аспект - вид, некоторе видение точки зрения. Однако, дело в том что, мусоросортировочный комплекс является по факту, технологической цепи рассадником болезней.

Александр Валов аватар

Андрей, это была скороговорка такая.

Владимир Герасименко аватар

  Здесь на сайте я уже давал ссылку, из которой следует: Ялта, город курортный, население в четыре раза меньше, чем в Сочи. "Ежедневно Ялта планирует вывозить 1,5 тысячи кубометров мусора" - это было четыре года назад. Читаем здесь, у Валова: "в Сочи. Ежегодный объем отходов определен генпланом города в 300 тысяч тонн на период до 2014 года" . Причем про Ялту честно пишут: летом население возрастает до 500 тысяч за счет приезжих отдыхающих. В Сочи, заверяют, за год бывает свыше 5 млн отдыхающих.

??? Считать, кроме меня, кто-нибудь умеет?  

Александр Валов аватар

А вот давайте посчитаем. Допустим население города увеличивается в сезон до 1 миллиона. Реально? Каждый производит по 2 килограмма мусора ТБО. 1 миллион * 2 кг = 2000 тонн мусора. По словам сотрудников они могу справится с 550 тонн * 2 смены = 1100 тонн. То есть еще куда-то нужно деть 900 тонн мусора в день.

Александр Валов аватар

Владимир, Вы говорите о кубометрах, а я о тоннах. Чувствуете разницу?

Владимир Герасименко аватар

 Я чувствую, что город утонет в мусоре, если будут выполнены поставленные перед СМК задачи.

Александр Валов аватар

Кстати, одна машина привозит 2-2,5 тонны ТБО. Надо будет узнать их кол-во и время доставки для более точного расчета. Если раньше в Адлере они возили мусор на адлерскую свалку, то теперь везут в центр, тоже самое и в Лазаревском районе. Поучается, что кол-во машин необходимо увеличить, раз продолжительность рейса растянется.

Наталья Вершинина аватар

Скажите, пожалуйста, Александр Валов, а какая информация про строительство 2 и 3 цехов: по переработке органики и ПЭТ? Их начали строить? Когда в планах начало-завершение их строительства?

Александр Валов аватар

Понятия не имею, так как давно не был на СМК, но пресс-служба обещала проинформировать. Видимо молчание пресс-службы означает, что там не все так гладко.

Наталья Вершинина аватар

 Спасибо за Ваш ответ, Александр.

 

Комментарии соцсети «в Контакте»