Автор проекта трассы Formula 1 в Сочи - интервью "Ведомостей".

Дмитрий Богданов аватар

С Германом Тильке мы встречаемся во время этапа RRC — чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам — на автодроме Moscow Raceway, и вся беседа проходит под рев моторов. В какой-то момент, когда рев затихает в очередной раз, он нетерпеливо смотрит в окно и признается: «Я так с вами всю гонку пропущу!» Тильке — бывший автогонщик, и иногда кажется, что на вопросы, касающиеся непосредственно гонок, ему отвечать интереснее, чем рассказывать о бизнесе. Но именно Тильке-бизнесмен — одна из главных фигур в современном мире автогонок: по его проектам построены 65 гоночных трасс, на «его» автодромах проходит едва ли не половина Гран-при из календаря королевских гонок — Formula 1 (F1).

Формально бизнес Тильке — проектирование трасс и надзор за их строительством, но на деле именно от его работы зависит, появится ли Гран-при F1 в той или иной стране. На вопрос, дружен ли он с промоутером и совладельцем F1 Берни Экклстоуном, Тильке отвечает уклончиво, но признается: если кто-то хочет заполучить F1 — он обращается напрямую к его архитектурному бюро, чтобы спроектировать трассу, и в этом деле конкурентов себе Тильке не видит.

В России у Тильке два крупных проекта: открывшийся в июле автодром Moscow Raceway неподалеку от Волоколамска и строительство трассы для F1 в Сочи...

Подмосковная трасса — единственная в России, которая может принимать все мировые серии кольцевых авто- и мотогонок (а после небольших доделок технически она будет способна принимать и Гран-при F1; бюджет первой очереди проекта — 5 млрд руб.). Тильке признается: в мире авто- и мотогонок знакомств у него немало, так что на первых порах он часто помогает советами владельцам автодромов.
Второй крупный российский проект Тильке — проектирование трассы в Сочи, где осенью 2014 г. должен состояться российский Гран-при F1. Пока планируется, что сочинская трасса обойдется в 7,8 млрд руб., но F1, по признанию Тильке, скорее всего будет здесь единственной крупной международной гонкой. О том, как из хобби вырастить бизнес, на котором держится $1,6-миллиардная индустрия, зачем государства и регионы зазывают к себе F1, Тильке рассказал «Ведомостям».

Люди оставят там много денег

— Насколько, на ваш взгляд, Сочи в принципе подходит для проведения Гран-при?

— Важным преимуществом является то, что можно будет пользоваться инфраструктурой, построенной для Олимпийских игр. Для самого Гран-при нужно безумно много инфраструктуры — одних журналистов со всего мира приезжает 600 человек, так что очень хорошая идея — использовать то, что там уже будет.

— Но ведь проект в Сочи предусматривает комбинированную трассу, большая часть которой пройдет по городским дорогам, а не будет закрытым стационарным треком. Получается, что, кроме F1, эту трассу больше ни для каких серьезных соревнований использовать будет нельзя?

— Это так же, как в Монако, — нестационарную часть трассы во время, когда там нет Гран-при, вы даже не сможете увидеть: это просто часть города. Часть старт — финиш будет стационарной, это примерно 2 км, эту трассу в качестве малой трассы можно будет использовать круглый год.

— Из Монако в те три дня, пока идет Гран-при, уезжают, кажется, практически все местные жители.

— Нет, что вы! Все, наоборот, там и с удовольствием сдают свои комнаты!

— Подходит ли Сочи для Гран-при? Ведь Сочи в отличие от Москвы или Петербурга — южный город, где нет знаменитых исторических достопримечательностей, которые были бы привлекательны для иностранных туристов помимо F1. Там существенно меньше, чем в столицах, богатых поклонников автогонок.

— Во-первых, в самом Сочи и вокруг живет довольно много людей. Во-вторых, если мы говорим про Гран-при, так же, кстати, как и про Олимпиаду, речь идет о так называемом событийном туризме. Люди поедут туда и оставят там много денег. Естественно, туда приедут не только российские зрители, но и из-за границы. Кто-то едет на F1 из Новосибирска, а кто-то из Парижа. Там красиво, гостиницы там есть — это решающие факторы, и они будут развиваться.

— Даже в Москву иностранных туристов приезжает на порядок меньше, чем почти в любую другую европейскую столицу с историей. Причин этому очень много — это дорогой город, визу в Россию оформить сложно и т. д. Можете считать меня пессимисткой, но для меня ответ на вопрос, поедут ли люди на Гран-при в Сочи, остается открытым.

— Вы увидите ответ, я в этом убежден. Надо дать людям шанс, возможность куда-то поехать. И это как раз такая возможность. Такой возможностью многие пользуются. Дайте людям возможность — они и на Аляску поедут.

— Часть трассы в Сочи должна будет достраиваться уже после завершения Олимпиады. Будет ли у подрядчиков для этого достаточно времени, не возникнет ли цейтнота?

— Все тщательно спланировано, часть работ выполняется уже сейчас. Часть работ будет выполняться во время Олимпийских игр, а после Олимпийских и Паралимпийских игр мы закончим — все разделено на такты по времени, и никакой опасности тут нет.

— Соглашение с ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» (эта компания на 100% принадлежит Краснодарскому краю) о проведении Гран-при F1 подписано до 2020 г. Возможно ли, что после этого Гран-при переберется на Moscow Raceway?

— Чтобы это было возможно, трассу нужно дооборудовать. Такой план дооборудования есть.

— Так вы допускаете возможность, что Гран-при может переехать?

— Этого я не знаю.

Комментарии

Виктор Шандоров аватар

 а пока суть да дело безмятежный Герман Тильке наслаждается журчанием потока Евро, устремившегося на его банковские счёта из карманов российских налогоплательщиков...

 

Комментарии соцсети «в Контакте»